Звукоизоляция в студии звукозаписи своими руками

Звукоизоляция студии звукозаписи

Акустика студий звукозаписи должна отвечать нормативным показателям (реверберация, уровень звукового давления) и другим специальным требованиям. Обеспечить выполнение этих требований, защитить помещение от внешних звуковых помех и создать в нем оптимальную структуру звукового поля способна звукоизоляция студии.

Одним из важнейших вопросов, который предстоит решать специалисту-акустику – какие материалы будут использоваться при строительстве и отделке студии. В качестве звукоизоляционных материалов для студии звукозаписи используются различные виды глушителей шума: пружинные амортизаторы, резиновые прокладки, гипсовые обшивочные листы, специальная плитка и другие. При подборе материалов для студии звукозаписи необходимо учитывать их внешний вид, стоимость, пожарную безопасность, возможность поставки, технику крепления и т.д.

Стены студии звукозаписи, или звукоизоляционный «сэндвич»

Первое с чего нужно начать, это решить каким образом будут спроектированы стены студии звукозаписи.

Хорошо себя зарекомендовал принцип «коробка в коробке», при котором стены студии звукозаписи, а также ее пол и перекрытия независимы от других конструкций здания и жесткой связи с ними не имеют. Используется отдельный фундамент или между полом коробки и перекрытием укладываются специальные прокладки. Модульный принцип обустройства дает возможность вписать студию звукозаписи в большее помещение, обеспечив ее звукоизоляцию за счет многослойности ограждающих конструкций.

Так же, возможен вариант «надстраивания» на стены дополнительного каркаса из деревянных или металлических профилей, которые жестко крепятся к основной стене и на них уже в свою очередь крепятся звукоизоляционные материалы. Металлические профиля намного удобнее с точки зрения монтажа, но у них есть серьёзный минус – при сильных вибрациях они начинают «звенеть», что недопустимо для студии звукозаписи. Поэтому металические профиля необходимо дополнительно прокладывать звукоизоляционным материалом, или соединять монтажной пеной со стеной для передачи колебаний на стену.

Внутренняя отделка студии звукозаписи

Внутренняя отделка студии должна иметь достаточное количество звукопоглощающих и звукорассеивающих конструкций. Для звукопоглощения используют обернутые стеклотканью минерально-ватные плиты, которые закладывают в ячейки несущего деревянного каркаса и закрывают декоративным, прозрачным с позиции акустики покрытием, например, деревянными рейками. Звукорассеивающие конструкции выполняются в виде призм и пирамид из фанеры или гипса. Размещают такие конструкции на потолке.

Звукоизоляция стены выкладывается по принципу «сэндвича». В качесте основы, заполняющей пространство между стеной и каркасом, необходим звукоизоляционный материал с высокой степенью поглощения низких частот. Для этих целей очень хорошо подойдёт «вата». Только не надо набивать стены медицинской ватой, от неё толку будет мало. Всё-таки у нас студия звукозаписи, а не санитарные палаты. Существует специальная акустическая каменная или минеральная вата. Как ни странно, но каменная вата, она действительно «каменная», т.е. сделана из камня, а соответственно является абсолютно пожаробезопасной. Плюс ко всему каменная вата обладает очень хорошими теплоизоляционными свойствами, а значит в вашей студии звукозаписи будет тепло холодными зимними вечерами.

Но есть одно «но». Если не хотите чтобы ваши лёгкие через 5 лет превратились в «фарш», то настоятельно рекомендуем во-первых использовать именно каменную вату, а не минеральную, а во-вторых обязательно плотно закрывать вату следующим слоем звукоизоляции, таким образом чтобы нигде не оставалось открытых участков ваты (даже самых маленьких размером 1см на 1см). Иначе когда барабанщик будет лупить по бочке через эту дырочку будут вылетать волокна ваты, попадать в лёгкие и как результат – «фарш». О технике безопасности монтажа звукоизоляционной ваты даже и говорить не стоит. Маски, рэспираторы, перчатки, очки и т.д. – просто обязательны. Берегите своё здоровье.

Важно, чтобы звукоизоляция студий звукозаписи не переглушала звук, не делала его «мертвым». Акустического баланса позволяет добиться комбинация пористых, мембранных и перфорированных абсорберов. Мембранные абсорберы, такие как вата, используют для поглощения низких частот. Они не зависят от длины волны, поэтому эффективно работают при толщине 150–200 мм. Перфорированные абсорберы поглощают преимущественно средние и высокие частоты. Пористые абсорберы – низкие, средние и высокие.

Для поглощения средних частот хорошо подойдёт акустический звукоизоляционный гипсокартон. Его особенность и основное отличие от обычного гипсокартона состоит в том, что аккустический гипсокартон равномерно изрешечен отверстиями. Звук не отражается от него, а попадает в отверстия и через них – в вату, где благополучно гасится. Такой гипсокартон покрыт с обратной стороны плотной бумажной лентой, что не позволяет вате «вылетать» через отверстия и портить ваше здоровье. Но монтаж такого гипсокартона дело тонкое, он намного более хрупкий чем обычный гипсокартон, поэтому будте с ним нежны и ласковы.

В качестве звукоизоляции для студии звукозаписи эффективен метод «шахматной доски». На расстоянии 10 см от стены монтируется деревянный каркас из бруса (сечение 30х100 мм) и заполняется десятисантиметровым слоем акустической пены. Половину ячеек в шахматном порядке закрывают перфорированными ДВП-листами толщиной 3–4 мм. Диаметр отверстий – 3 мм с шагом 38 мм. Метод особенно хорош в комнатах для вокала и прослушивания музыкальных инструментов. Позволяет устранить эффект безэхового («ватного») помещения на высоких частотах.

С целью шумоизоляции помещений для записи вокала в студии звукозаписи используются поролон, вата, ковролин в разных комбинациях. Эти материалы хорошо поглощают звук в диапазоне от 3 кГц до 9–10 кГц. Для поглощения низких и субнизких частот звука, издаваемого такими инструментами, как барабаны и контрабас, необходимы специальные композитные панели.

Звукоизоляция студии звукозаписи своими руками

Если при оборудовании студии нет возможности обратиться к специалистам, то можно попытаться оборудовать ее самостоятельно. Прежде всего, необходимо установить пластиковые окна, которые идеально поглощают внешние звуки. Окна нужно завесить плотными шторами, чтоб предотвратить отражение звука от стекла.

Для звукоизоляции студии звукозаписи используют следующие материалы:

  • лотки для яиц;
  • шторы из плотной и тяжелой ткани;
  • ковролин;
  • поролон;
  • пробка и др.

Лотки для яиц не поглощают, а рассеивают звук. Дешевый и недостаточно эффективный материал. Шторы дороже, чем лотки, но их эффективность также недостаточна. Шторы можно укрепить поверх лотков. Ковролин – для звукоизоляции подходит неплохо. Лучше выбирать ковролин с длинным, рыхлым, неравномерно уложенным ворсом. Материал укладывают на пол, обивают им стены и дверь. Поролон приближается к специальным акустическим материалам и при этом дешев. Лучше использовать фигурные плиты поролона (можно купить в специализированных магазинах). Хорошим, но недешевым материалом является пробка.

Читайте также:  Батарея отопления радиаторы купить в леруа мерлен

И все же для звукоизоляции стен в студии звукозаписи, даже если вы делаете ее своими руками, лучше использовать специальные акустические материалы. Они дороги, но наиболее эффективны. Используются полиуретановые плиты, плиты из древесного волокна, акустический поролон, ткани. При этом для достижения максимального эффекта необходимо заказать акустическое проектирование.

При использовании комбоусилителей для звукоизоляции помещения и улучшения качества звука, снимаемого с комбика микрофонами, желательно соорудить маты и расположить их по периметру в виде акустических щитов. В качестве мата можно использовать утеплитель Isover (в состав входит стекловата), который упаковывают в полиэтиленовый мешок.

Для барабанной установки лучше всего создать мини-комнату – специальный ящик, где бы она могла уместиться вместе с барабанщиком, несколько барабанных стоек и было бы достаточно воздуха. Внутренняя поверхность мини-комнаты обивается ватными матрасами, пол выстилается деревянными досками и покрывается резиновым листом. Барабанную MIDI установку можно разместить на деревянном постаменте, обитом ковролином. Более подробно о технике записи барабанов в студии можно почитать в статье "Запись и обработка барабанов".

С целью звукоизоляции в студии звукозаписи желательно иметь небольшую, обитую звукопоглотительным материалом фанерную ширму из четырех секций. Ее легко передвигать и преобразовывать, например, в кабинку, где вокалист мог бы записывать голос. Ширма складывается в виде плоскости, поэтому ее легко хранить. Дополнительные крючки и крепления для звукопоглощающих матов позволяют использовать ширму в качестве акустического щита.

На связи Никита Сталкер. В этой небольшой статье я поделюсь опытом создания звукопоглощающих акустических панелей очень бюджетным способом, ведь студия для создания музыки – это основная статья расходов на оборудование. После последних видео пришло достаточно много вопросов по этой теме.

Как это выглядит в конечном варианте

Зачем нужны эти панели?

Для классного звука, конечно же 🙂 Акустика помещения играет очень важную роль в мониторинге. Если более подробно, то все дело в том, что в обычной комнате звук многократно отражается от стен и попадает в наши уши. Получается, что мы слышим не чистый сигнал из мониторов, а с очень большой примесью посторонних отражений . Для синтеза, звукозаписи дома, некоторых этапов продакшна, сведения, мастеринга и вообще любого критичного прослушивания звукового материала это неприемлемо. Конечно же, некоторые и без всяких заглушек умудряются привыкнуть к плохим условиям студии и создают музыку на компьтере, но это компромисс. Причем очень большой компромисс. Акустические панели из этой статьи делаются легко за 1 вечер, а удовольствие и пользу приносят каждый день. Причем цена материалов очень маленькая, зато по звуку ощущение, что мониторы поставили в несколько раз дороже 🙂 И еще один очень важный плюс — помещение страдает от установки панелей минимально — несколько дырок в стене.

Материалы и цены

Естественно, все зависит от того, сколько панелей вы хотите сделать. Минимально стоит сделать 6 (это стандартный набор утеплителя, из которого они делаются). Но для более серьезного результата я бы сразу сделал 12. Это не намного дороже, зато результат значительно лучше.

Основа панелей — это утеплитель (подсказывают, что базальтовый). Я купил ROCKWOOL Enjoy The Silence 100мм. В упаковке 6 панелей толщиной 100мм. Эти панели как предназначены для шумоизоляции, но это скорее рекламный ход, потому как на деле они ни чем не отличаются от других утеплителей. Смотрите также фирмы URSA, ISOVER. Что-то из этого полюбому будет в вашем городе. Одна упаковка стоит около 1000 рублей. Естественно, цены могут отличаться.

Для создания крепкой конструкции, которую можно обтянуть и подвесить, мы сделаем основу из деревянных реек , который опять же продаются в любом строительном магазине уже напиленные. Берите рейки подешевле. Качество тут не играет никакой роли — это все обтянется тканью. Чтобы рассчитать необходимое количество реек, посчитайте сами: нам нужно сделать прямоугольник шириной 60 см и высотой 100 см. Выходит, на 1 панель надо 100 + 100 + 60 + 60 = 320см рейки. Естественно, взять стоит с запасом, так как будете пилить — точно не подгадаете под размер.

Ткань стоит взять поплотнее, так как эти утеплители не такие уж экологичные. Я купил в том же строительном магазине плотнейшую ткань, которую как раз применяют для прокладки после утеплителей, насколько я знаю. Некоторые используют ткань обычную. Опять же, размеры посчитать можно исходя из размера панели (60х100см) + нужен запас для обтягивания.

Крепления. Для крепления я использовал шуруп-крюк как на картинке.

Только учтите, что панель достаточно тяжелая и маленькие шурупы просто не выдержат. Я использовал шурупы длиной 10 см и мне их хватило впритык. Естественно, к ним нужны будут дюбели.

Из инструментов понадобятся: дрель + сверло подходящее по размеру к дюбелю, рулетка для измерений, ножницы резать ткань, перчатки для того чтобы работать с утеплителем — руками его лучше не трогать 🙂

Отдельно выделю степлер . Сначала я купил самый дешевый за 10$. В итоге так разнервничался что просто разбил его о бетонный пол. Самые дешевые степлеры не работают или работают через раз. Короче, много нервов и мало пользы. Потом купил степлер чуть подороже — около 17-20$ с широкими скобами. Вот он работал вообще без проблем. Прикладываю его фотку:

Сам процесс создания панели
Сперва я попробовал сделать от начала и до конца одну панель, чтобы понять весь процесс — очень полезно. Уже после этого я решил какой точной длины мне нужно напилить рейки, напилил. Затем уже из полученных реек стал делать основы, скрепляя их степлером.

Когда готова основа из реек, она кладется на ткань, которая обрезается точно по основе, без запаса. Сразу же эта ткань пришпиливается к основе скобами. После этого на развернутую ткань кладется одна панель утеплителя, и сверху на утеплитель надо положить основу с натянутой тканью (тканью к утеплителю). Таким образом получается, что задняя часть панели уже обтянута тканью, и нам остается только обрезать ткань (на которой все это лежит) с запасом и обтянуть всю конструкцию.

Это может звучать немного непонятно, но посмотрев фотки внизу, вы все поймете.

Читайте также:  Техноруф в экстра технические характеристики
Как вешать панели

Классическое расположение мониторов в домашней студии — это углы (где собирается много низких частот) и места первых отражений, куда звук попадает сразу из динамиков (догадаться несложно). Оставшиеся панели можно распределить равномерно по комнате или же, например, повесить перед собой, то есть за мониторами, это как раз то место, откуда звук может отражаться в ваше лицо 🙂

По высоте стоит вешать так, чтобы и сидя и стоя ощущался эффект от панелей. То есть примерно по центру динамиков.

Итог

100-150$ + полдня работы =

  • намного более ясный звук надолго
  • ваши мониторы зазвучат по-новому
  • панели легко снять и повесить в другом месте
  • комната остается почти нетронутой

P.S. Так же тем, кто заинтересовался звуком в своем помещение и его улучшением стоит ознакомиться с современными решениями по типу системы Sonarworks — это цифровая оптимизация сигнала под конкретное помещение. Интересный плагин: производит расчет акустики помещения и выравнивает ее эквализацию. Конечно, нормального оформления он не заменит, однако однозначно заслуживает внимания.

Фотки процесса

Небольшой апдейт: мы узнали, что на сегодняшний в строительных магазинах уже можно приобрести экологически чистую минеральную вату, которая не будет влиять на ваши легкие! Если же вы решили работать с обычным вариантом, обязательно следите за герметичностью панелей. Панели на фото полностью герметичны и не вредны для здоровья владельца студии.


Научим вас создавать классные треки с нуля и поможем разобраться с творчеством в наших бесплатных курсах:
Треки как по маслу
Карта создания электронной музыки
Твой первый Deep-грув: снимаем ритм с ТОП-Beatport трека

Более PROдвинутым поможем значительно ускориться при помощи подписки на все материалы нашего сайта. Если хочешь сэкономить годы на обучении, тебе сюда:
Узнать больше о PRO-разделе

Проектная студия звукозаписи (проджект-студия) очень часто строится на основе ограниченного бюджета. Владелец студии стремится правильно вложить свои средства в оборудование и по финансовым соображениям вынужден придавать куда меньшее значение акустической обработке. Однако собственный звук студии — это не только пульт, приборы и колонки: это в первую очередь стены и потолки, и потому акустика помещения, в котором вы собираетесь работать, нуждается в самом пристальном внимании на раннем этапе планирования студии.

Основная проблема, с которой обычно сталкивается владелец студии звукозаписи, заключается в том, что помещение негативно влияет на процесс работы, внося нежелательное окрашивание в звук. Вторая проблема — проникновение звука в соседние помещения (этот вопрос в особенности принципиален для тех, кто собирается записывать барабаны, гитары и другие громкие инструменты, а также сводить музыку на большой громкости: далеко не все соседи будут терпимо относиться к постоянному шуму, проникающему к ним через стены, пол и потолок).

Эти две проблемы решаются с помощью двух совершенно разных процессов: в первом случае применяется акустическая обработка помещения, во втором — звукоизоляция. Акустическая обработка позволяет улучшить акустические свойства помещения с точки зрения слушателя. Это значит, что при наличии качественных мониторов звук в контрольной комнате, подвергнутой акустической обработке, будет более точным, нежели при использовании тех же самых мониторов в необработанном помещении. Звукоизоляция, с другой стороны, занимается исключительно вопросами снижения просачивания звука из студии во внешний мир (и наоборот). Мы начнем именно с этой темы, так как в большинстве случаев эту задачу требуется решить прежде всего.

Звукоизоляция


Среди непрофессионалов существует мнение, что проблему звукоизоляции можно решить с помощью обычной картонной тары из-под яиц. На самом деле такая тара может применяться для снижения уровня отражений от жестких поверхностей, но на звукоизоляцию она не влияет никоим образом. То же самое относится и к легким подвесным потолкам, акустической пене и материалу «роквул»: все эти вещи предназначены для акустической обработки, а не для звукоизоляции.

Наиболее эффективны для звукоизоляции толстые, массивные стены — чем толще, тем лучше. Как правило, если увеличить толщину стены в два раза, то ровно во столько же раз меньше звука будет проникать из студии наружу (равно как и из соседних помещений — в студию). Тут есть одна оговорка: массивная стена прежде всего заглушит средние и высокие частоты. С басами могут по-прежнему иметься проблемы.

Существуют таблицы, в которых указаны индексы понижения уровня звука для различных материалов (SRI). Например, кирпичная стена имеет значение SRI, равное 45 дБ (усредненное для всех частот), а обычная панельная дверь — всего 10 дБ. Однако не следует думать, что если установить две кирпичные стены параллельно друг другу, то общий индекс SRI такой конструкции станет равным 90 дБ: воздух между стенами тоже передает звук, поэтому данное решение годится только в том случае, когда между двумя стенами оставлен значительный запас.

В профессиональных студиях звукозаписи применяется покрытие стен минимум тремя слоями гипсокартона с каждой стороны. Это позволяет получить достаточную для звукоизоляции массу, хотя бетон или кирпич все равно лучше справятся с данной задачей.

Помимо стен, в студии есть также двери и окна — и они-то и являются наиболее уязвимыми местами с точки зрения звукоизоляции. Бетон или кирпич в данном случае не подходит по очевидным причинам, поэтому все, что здесь можно сделать — использовать двойные стекла на окнах (причем чем массивнее стекло и чем больше зазор между стеклами, тем лучше будет эффект). Стеклопакет должен быть абсолютно герметичным, иначе звук будет все равно просачиваться наружу. Некоторые владельцы студий закладывают ненужные окна мешками с песком или даже кирпичами: это лишает их естественного освещения, однако звукоизоляция в данном случае максимальна.

Если окнами можно пожертвовать в целях звукоизоляции, то с дверями дело обстоит сложнее. Вне зависимости от того, насколько они массивны, сквозь них всегда проходит больше звука, чем сквозь соседние с ними стены. Самое эффективное решение — установить две двери и оставить между ними максимально большое расстояние.

Теперь что касается пола и потолка. Понятно, что люди, работающие, живущие или отдыхающие на этаже, расположенном под студией, обычно предъявляют много претензий по поводу шума, доносящегося сверху. Именно поэтому студии звукозаписи часто стремятся устроить на нижнем этаже здания или в подвале: в этом случае проблема как минимум с одной стороны уже решена. В противном случае владельцу студии приходится идти на весьма трудоемкие ухищрения, вплоть до строительства «плавающей комнаты».

Читайте также:  Какой толщины бывает изолон

Вообще звукоизоляция — очень специ­фическая тема, и в рамках журнальной статьи сколько-нибудь подробно изложить ее не представляется возможным. Мы просто попытались здесь дать нашим читателям общее представление об уровне проблем и вариантах их решений. Существует специальная литература и, разумеется, квалифицированные специалисты в данной области, к которым мы и адресуем тех, кто всерьез задумался о звукоизоляции своей студии.

Акустическая обработка

В предыдущих номерах нашего журнала мы говорили об основных принципах инсталляции студийных мониторов и о параметрах, влияющих на звучание помещения. Не будем повторять здесь заново все то, что касается выбора и установки акустических систем, и перейдем сразу к вопросу акустической обработки комнаты как таковой.

Здесь могут иметься две проблемы. Одна из них связана с высокими частотами, вторая — с низкими. Первую проблему легко диагностировать, причем для этого не требуется никакого оборудования. Сядьте в том месте комнаты, где вы собираетесь заниматься сведением, и хлопните в ладоши — а потом слушайте, что происходит после вашего хлопка. В идеале после хлопка не должно быть ничего. Но в большинстве случаев вы услышите несколько отзвуков, «догоняющих» ваш хлопок.

Эти отзвуки — результат отражения звука от жестких поверхностей. Решение очевидно — обложить жесткие стены мягким материалом. Для начала будет достаточно подвесить одеяло на расстоянии 3…5 см перед одной из стен и опять хлопнуть в ладоши. Если отзвуков стало меньше — значит, вы нашли самую проблемную стену. Весьма вероятно, что для борьбы с отражениями вам будет достаточно заглушить только эту стену, а не всю комнату целиком. В качестве постоянного заглушающего покрытия подойдут любые мягкие материалы, от одеял и тяжелых портьер до специальных акустических панелей или потолочных плит Rockwool. После того, как проблема с высокими частотами будет решена, ваши мониторы станут звучать гораздо более точно, что, разумеется, весьма положительно скажется на результатах вашей работы.

Излишек низких частот — более сложная проблема. Во-первых, ее достаточно трудно идентифицировать без специальной аппаратуры для тестирования, поэтому человек, работающий в такой аппаратной, неизбежно будет судить об уровне баса чисто субьективно. В одной из предыдущих статей мы подробно говорили о том, к каким проблемам это может привести, но тут не грех повториться: работая в неадекватном с точки зрения уровня НЧ акустическом окружении, вы неизбежно будете совершать серьезные ошибки по части частотной коррекции. В домашней или небольшой проектной студии эту проблему почти полностью можно решить, отказавшись от больших студийных мониторов и сводя музыку только на двухполосных мониторах ближнего поля: в этом случае, сидя за пультом, звукоинженер слышит в основном прямой сигнал, тем самым эффект помещения становится меньше заметен. Но чем больше аппаратная (и тем самым чем больше расстояние между пультом и мониторами), тем сильнее проявляются аномалии помещения.

Начнем с того, как определить проблему. Самое простое — сидя за пультом, слушать через студийные мониторы гамму, сыгранную на бас-гитаре (заранее запишите такой фрагмент с применением достаточного количества компрессии). Каждая нота должна звучать примерно с одинаковым уровнем громкости; если же на одних нотах вы слышите провалы, а на других — пики уровня, то это значит, что именно на этих частотах в данном помещении имеются проблемы. Здесь не помешает повторить, что мониторы должны быть инсталлированы по всем правилам, иначе этот тест не даст адекватных результатов. Вы также можете перемещаться по комнате во время прослушивания. Пики и провалы уровня указывают вам, на то, что в помещении возникает стоячая волна. В любой комнате с параллельными стенами, полом и потолком стоячая волна будет присутствовать неизбежно. Основная частота стоячей волны вычисляется по формуле f1=v/2L, где v — скорость звука в воздухе (около 345 м/с при нормальных условиях), а L — расстояние между стенами. Например, если параллельные стены находятся на расстоянии 4 метров друг от друга, то стоячая волна будет иметься на частоте 43,12 Гц и ее производных — 86,25 Гц, 129,37 Гц и т.д.

Первое, что можно сделать, чтобы решить проблему с басом — сделать стены и/или пол и потолок непараллельными друг другу (что возможно, как правило, только на этапе строительства студии). Второе — можно построить в аппаратной так называемые «басовые ловушки». Это менее радикальное и менее трудоемкое, однако нередко очень эффективное решение заключается в том, чтобы поместить звукопоглощающие материалы в стратегических местах аппаратной (например, в углах) и тем самым снизить эффект суммирования частот. В случае с басом обычные звукопоглощающие плиты не помогут — они хороши только для высоких частот.

Принцип работы басовой ловушки основан на трансформации звуковой энергии в движение и далее в тепло. На рисунке 1 показана схема такой конструкции. Звуковые волны проникают внутрь ловушки через отверстия перфорированной плиты. Звуковая энергия передается на картонные перегородки, находящиеся внутри ловушки. Происходящая при этом потеря низкочастотной энергии вызывает снижение уровня баса в контрольной комнате. Построить такое сооружение вряд ли составит какую-либо проблему; спереди его можно задрапировать тканью.

Басовые ловушки работают не с одной частотой, а с полосой, поэтому невозможно сказать, сколько таких ловушек потребуется в среднестатистическом помещении. То же самое относится и к конкретным точкам их размещения. Потребуется идти эмпирическим путем, т.е. установить ловушку в одном месте, послушать, как изменилась акустика, переместить ловушку в другое место и/или добавить вторую, если это необходимо. Будьте готовы к тому, что одной ловушкой вам не обойтись. Однако и к полному заглушению комнаты не следует стремиться. Все, что требуется — получить адекватное звучание фонограммы, которое позволит вам избежать ошибок при работе в вашей студии.

Различные производители (например, Auralex) выпускают готовые наборы акустических панелей и НЧ ловушек, а также комплекты для изолирования ограниченных объемов пространства в проджект-студиях, TV- и радиостудиях. На их основе выполняется отделка вокальных и дикторских «будок», звукоизоляция ударных и других инструментов, акустическая обработка учебных аудиторий и т.д.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *