Как снять крыльчатку с циркуляционного насоса

Содержание

В системе отопления с принудительной циркуляцией сердцем является циркуляционный насос. От его стабильной работы зависит наличие обогрева и его качество. То же самое касается и закрытых систем горячего водоснабжения с постоянным током воды в трубах между котлом и аккумулирующей емкостью. В ходе эксплуатации неизбежно возникает вопрос, как выполнить обслуживание и ремонт циркуляционного насоса, чтобы он продолжал работать стабильно и безотказно.

Для нормального функционирования насоса обязательно должны проводиться следующие мероприятия:

  • Правильная эксплуатация с учетом всех правил, установленных производителем насосного оборудования.
  • Профилактика и обслуживание насоса.
  • Диагностика и ремонт в случае выхода насоса из строя.

Чем точнее соблюдаются правила эксплуатации и регулярнее выполняется профилактика насоса, тем реже придется думать о его ремонте или замене.

Правильная эксплуатация

Ряд простых требований относятся к любому циркуляционному насосу:

  • Нельзя допускать холостой ход насоса в отсутствии воды. Касается насоса и мокрого и сухого типа.
  • Нельзя допускать работу насоса с остановленным током воды, например, если перед или после насоса перекрыт вентиль.
  • Следует определить оптимальный режим работы с учетом максимальной и минимальной пропускной способности оборудования.
  • Важно соблюсти требования производителя по номинальному давлению воды в системе.
  • Температура теплоносителя не должна превышать 65оС. Потому циркуляционный насос устанавливается на обратной линии перед котлом, где течет уже остывшая вода. При превышении заданного порога многократно ускоряется процесс отложения солей жесткости на внутренних поверхностях насоса.
  • Нельзя допускать длительного простоя. Примерно раз в месяц или два желательно включать насос на 15 минут. Если этого не делать, то в процессе окисления повышается риск заклинивания вала.
  • Недопустимо использовать циркуляционный насос для перекачки грязной воды с включением плотных частиц во взвешенном состоянии. Обязательно устанавливается фильтр грубой очистки, или другими способами контролируется чистота воды или теплоносителя.

В рабочем режиме у насоса должен быть равномерный звук работающего привода и постоянное значение напора на выходе, что контролируется установленным манометром. При хорошем обращении даже самый простой циркуляционный насос способен проработать до 5 лет, пока не износятся основные его элементы.

Конструкция

Почти все циркуляционные насосы центробежного типа. В них имеется крыльчатка, закрепленная на валу двигателя и помещенная в специальную камеру «ракушку». Вход в ракушку располагается в центре, тогда как выход представляет собой внешний край раковины с каналом, отходящим по окружности по направлению движения крыльчатки. Двигатель раскручивает крыльчатку, и вода под воздействием центростремительной силы устремляется от центра к краям раковины от входа к выходу.

Конструкционные элементы насоса:

  • насосная часть, раковина и крыльчатка, закрепленная на валу;
  • электродвигатель;
  • блок электронного управления.

Износу больше всего подвержена подвижная часть насоса – вал двигателя и крыльчатка, а также подшипники, на которых они закреплены.

Профилактика и обслуживание

Долгий срок службы и безотказная работа возможна лишь при соблюдении должных условий эксплуатации и регулярной профилактики насоса. Под обслуживанием подразумевается периодический осмотр и чистка насоса. Осмотр на предмет отклонений в работе следует осуществлять хотя бы раз в квартал, то есть два раза за отопительный сезон. Чистку желательно выполнять раз в два-три года в зависимости от качества воды и условий, в которых функционирует насос.

В течение всего периода эксплуатации желательно периодически проверять работу насоса:

  • Места подсоединения проверяются на предмет протечки. При выявлении заменяются прокладки и уплотнители (пакля, ФУМ-лента и т.п.).
  • Визуально проверяется наличие и состояние заземления.
  • Звук работающего двигателя не должен сопровождаться лязгами или ударами, посторонними звуками.
  • Двигатель не должен сильно вибрировать.
  • Проверяется давление в линии и его соответствие номинальному.
  • Корпус должен быть чистым и сухим. Если это не так, то следует провести внешнюю чистку, проверку электронного блока на предмет залива и устранить причину, по которой насос оказался мокрым.

Примерно раз в два-три года желательно выполнить чистку насоса, включая все его элементы. Это касается только моделей с возможностью разборки. Есть насосы с запрессованным или цельным, сварным корпусом, не предполагающие ремонта или разборки. Такие агрегаты работают на отказ и после заменяются на новый в сборе. Желательно доверить эту работу сервисному центру. Однако при наличии навыков и инструмента можно выполнить все самостоятельно

  • шестигранный ключ;
  • шлицевая отвертка (плоская) на 4 и 8 мм;
  • отвертка крестовая.

Перед разборкой насоса с системы сливается вода или дренируется отдельный участок, в котором задействован насос, демонтировать его и после уже приступать к разборке.

  1. Шестигранным ключом или крестовой отверткой откручиваются 4-6 болтов по периметру корпуса двигателя в месте соединения с ракушкой насосной части.
  2. Снимите ракушку, при этом крыльчатка останется на валу ротора вместе с двигателем.
  3. По периметру найдите четыре дренажных отверстия. С помощью узкой шлицевой отвертки понемногу по периметру поддевайте рубашку отсека двигателя под крыльчаткой. В результате вал с ротором и крыльчаткой выйдут из пазов и стакана статора. Помочь себе можно, если открутить защитную пробку с внешней стороны насоса, вставить в прорезь на торце вала отвертку и легкими ударами выбивать вал из опорного подшипника.

Разбор на этом завершен. Теперь следует очистить поверхность ротора, крыльчатки и внутреннюю поверхность ракушки от налета и накипи, если она есть, только не повредив поверхность деталей. Использовать грубый абразив не допустимо. Действовать лучше щеткой с полимерным жестким ворсом. Помочь могут чистящие средства, содержащие слабый раствор соляной кислоты. В крайнем случае, применяется самый мелкий наждак – «нулевка».

Для насосов с мокрым ротором, важно проверить чистоту канала внутри вала и дренажные отверстия, расположенные в защитной рубашке, разделяющей зону насосной части и двигателя. Жидкость к ротору поступает как раз через эти отверстия и после возвращается по внутреннему каналу, если они забиты – страдает охлаждение двигателя.

Для насосов с сухим ротором важна гидроизоляция опорного подшипника. Если обнаружена протечка от блока насоса в блок статора, то следует заменить полностью все прокладки и уплотнители внутри аппарата.

Проверяется состояние подшипников, на которых опирается вал. Если они уже порядком разбиты, потребуется их замена, что в домашних условиях сделать предельно сложно, придется обращаться в сервисный центр.

Все уплотнители и прокладки внутри насоса следует проверить на износ и при необходимости заменить новыми. Как только все элементы очищены и проверены, выполняется сборка в обратном порядке.

Необходима чистка циркуляционного насоса

Диагностика неисправностей

По тому, как работает насос, звук, вибрации или изменение в напоре, давлении на выходе, необходимо точно определить неисправность и устранить причину.

Признак неисправности Вероятная причина Ремонт
Насос после включения издает звуки, но вал не вращается Окисление вала, вследствие длительного простоя С торца вала на корпусе двигателя открутить защитный колпачок и с помощью шлицевой отвертки вручную прокрутить вал двигателя.
Блокирование посторонним предметом Разобрать блок насоса с крыльчаткой и очистить, проверить состояние фильтра грубой очистки установленного перед насосом
Проблемы электропитания Проверить номинал напряжения в сети, при необходимости исправить проблему.
После подачи напряжения насос не запускается и не издает никаких звуков Нет фактического напряжения в линии питания
Читайте также:  Лучшие эксплуатационные свойства имеет гидроизоляционный материал

Проверить линию питания и состояние защитных автоматов Сработал плавкий предохранитель в блоке управления Заменить предохранитель Насос отключается после непродолжительной работы Известковый налет в стакане статора Выполнить чистку стакана статора и ротора двигателя Сильный посторонний шум при работе насоса Сухой ход, наличие воздуха в трубах Воздух выпустить. Дренировать ракушку насоса и заполнить водой. Кавитация Увеличить давление в подающем трубопроводе. Вибрация насоса Износ опорных подшипников Замена подшипников Снижение напора и подачи в сравнении с паспортными данными Нарушение в электропитании насоса, смена фаз, вследствие чего снижается мощность насоса или меняется направление вращения крыльчатки Для трехфазных двигателей проверяется качество всех фаз. Для однофазного питания проверить конденсатор, при необходимости заменить Большое гидросопротивление циркуляционного контура Проверить фильтры, увеличить сечение труб, проверить состояние запорной арматуры. Срабатывание внешней защиты на линии питания насоса Проблемы с электрической частью насоса Проверить состояние клемм на предмет короткого замыкания, проверить конденсатор и блок регулировки. Проверить обмотки статора. Их сопротивление не должно быть ниже паспортного.

Ремонт

Сломанный циркуляционный насос лучше всего отдать в специализированный сервисный центр, особенно если он еще на гарантии. Большая часть моделей, представленных сейчас на рынке, к сожалению, являются неразборными или частично разборными, так что при возникновении проблем с его внутренними запчастями замене подлежат целые блоки или насос в сборе. Если же гарантийный срок уже истек, а конструкция насоса позволяет разобрать его и добраться до всех основных узлов, то при наличии соответствующих навыков можно выполнить ремонт самостоятельно.

Определив из таблицы выше причину неисправности, достаточно разобрать насос, как указано в пункте о профилактике и обслуживании, и заменить неисправную деталь.

В блоке управления насосом основными элементами являются:

  • конденсатор на 1-5 микрофарад;
  • блок клемм для подключения;
  • регулятор скорости.

В виду малой емкости конденсатора, проверить его можно с помощью мультиметра, в котором имеется встроенный С-метр с ограничением до 20 мкФ. При сильном отклонении показаний от номинала, конденсатор следует заменить, при этом важно соблюсти полярность включения и обязательно его допуск по вольтажу. Для обычного однофазного двигателя используются конденсаторы с допуском до 450 В.

Регулятор скорости заменяется в сборе новым. Достаточно его отсоединить от клемм, запомнив положение каждого пина и подключить новый.

Популярными являются модели циркуляционных насосов от производителей Wilo, Ggrundfos, Dab. Не в последнюю очередь за счет их надежности. Ожидать, что эти насосы сломаются в гарантийный срок, можно только при нарушении рекомендованных условий эксплуатации. Однако в пост гарантийный период у Wilo часто наблюдается проблема с опорными подшипниками. Помогает только их замена.

Ggrundfos и Dab могут «порадовать» зарастанием крыльчатки накипью для высокотемпературных систем отопления, а также заиливание стакана статора. Лучше предупредить эти проблемы установкой хорошего фильтра и подготовкой воды. В остальном поломки чаще аргументируются внешними проблемами.

Любое водонагнетательное устройство состоит из нескольких частей: электрический двигатель, центробежный вал, электронное оборудование. Практически главным элементом, без которого не будет работать ни одна насосная станция, является крыльчатка.

Что это такое

Крыльчатка водяного насоса – это колесо (пропеллер, вертушка, лопасть) с боковыми лопастями различной формы, которое при передаче импульса вращения от двигателя непосредственно контактирует с водой и заставляет ее двигаться в заданном направлении.

Практическое назначение у вращающегося пропеллера одно – заставить воду перемещаться в нужном направлении, нагнетая при этом давление. Устройство состоит из нескольких элементов, в зависимости от вида:

  1. Вертушка.
  2. Центровая ось.
  3. Подшипник.
  4. Стопорное кольцо на оголовник диска.
  5. Пружина для компенсации гидроудара.

Важно: в комплектацию иногда может входить резиновая прокладка.

Виды посадки диска на ось

Крыльчатка на станцию присоединяется различными способами.

  1. Коническая.
  2. Шестигранная.
  3. Цилиндрическая.
  4. Крестообразная.
  • Конусное крепление импеллера используют, если колесо и лопасти пластиковые. Процесс замены прост, именно поэтому конус применяют для пластика. Лопасти часто ломаются и требуют замены. Конусное колесо садится на вал очень плотно, и вращать его без включенного двигателя нельзя. Такой вид крепления используют в помпах с открытыми лопастями. В дополнение в ступичном валу просверливают резьбу. Надев на штырь, нагнетатель притягивают болтом. Весьма неэффективный способ. В данный момент уже редко кто использует такой вид крепежа.
  • Шестигранная посадка импеллера – более надежный вид установки колеса на вал. В центре диска вырезаны отверстия по кругу в форме шестигранника. Бывает и восемь граней, и четыре. Сам вращательный элемент двигателя также выполнен в форме шестигранника. Посадка очень плотная без уплотнительного кольца.
  • Цилиндрическое крепление. Чтобы колесо не вращалось отдельно от вала, на нем выделены стопорные кольца и выступы. Сверху закручивается контргайка. Минус цилиндра – необходимость точной подгонки вала и отверстия в крыльчатке, а также достаточно сложный процесс снятия.
  • Крестообразное крепление самое прочное. Используется для перекачки тяжелых жидкостей. Имеет вид креста с четырьмя или шестью лучами. Применяется в насосах с вертикальной и горизонтальной крыльчаткой. Крепление дублируется гайкой или болтом.

Важно: все способы крепления импеллера к валу не обеспечивают 100-процентную надежность. Соединение дублируют прижимной гайкой или стопорным кольцом, которое вставляется в специальный паз в валу и накручивается на резьбу там же.

Из чего делают

Материал, из которого изготовлено рабочее колесо, влияет не только на среду, где может работать насос, плотность воды, но и на экономическую составляющую. Более прочный агрегат будет потреблять больше энергии, но и производительность соответствует. И наоборот, мягкие лопасти помогут сэкономить на электроэнергии, но при интенсивном применении колесо придется скоро менять. Материалы изготовления крыльчатки для водяных насосов:

  1. Алюминий. Очень распространённый материал среди погружных насосов с открытыми лопастями. Легкий и устойчивый к коррозии, может долгое время находиться под водой и работать, не нагреваясь. Для вращения потребляется небольшое количество энергии, поэтому мало тратится электричество и ресурс насоса. Из минусов: – алюминий – хрупкий материал, при попадании мусора или камня лопасти разрушатся, потребуется замена.
  2. Сталь более надежна, чем алюминий и пластик. Крыльчатка для насоса из стали отливается или вырезается на токарном станке. Лепестки должны быть абсолютно симметрично расположены и одинаковы. В центре имеется отверстие под крепление к ступице. Конечно, двигателю понадобится больше усилий для вращения колеса, соответственно, электричество потратится тоже. Есть еще один небольшой минус стальной крыльчатки – высокая подверженность коррозии при взаимодействии с водой.
  3. Чугун. Известно, что чугун меньше подвержен окислению и коррозии при работе с водой, поэтому в станциях и группах повышения давления, которые вынуждены работать в агрессивной среде непрерывно, используют именно этот материал. Минус у него тоже есть, это его вес. Чугунная крыльчатка намного тяжелее стальной и вращать ее сложнее. Такое колесо отливают по нужным размерам, но чугун не всегда остается в заданной форме – это еще одна трудность. Иногда вал приходится подгонять под отверстие в диске.
  4. Пластик, хрупкий и ненадежный. Подходит для погружных и центробежных устройств малой мощности. При попадании малейшего мусора лопасти ломаются, и диск полностью приходит в негодность. К плюсам можно отнести малую себестоимость рабочего колеса, а также быстрый ремонт насоса.
Читайте также:  Изобонд с инструкция по применению

Причины замены нагнетателя

Двигатель насосной станции расположен вне досягаемости воды, чего не скажешь о пропеллере. Крылья направления жидкости постоянно находятся в агрессивной среде. Вода и мелкие частицы в ней бьют по лопастям, воздействуя на материал изготовления. Соответственно, импеллер разрушается. Признаки неисправности:

  • Характерный стук подшипника или скрежет в корпусе нагнетателя. Колесо на вращательном валу центровано, когда одна из лопастей разрушена, разбивается и сам подшипник. Он начинает стучать и вибрировать – это одна из причин замены.
  • Потеря давления на выходе насоса. При условии, что в корпус не попал воздух, давление в выбросе воды уменьшилось или вовсе пропало, значит, устройство сломано. Прежде чем ремонтировать крыльчатку, нужно проверить двигатель помпы, вращает ли он вал.
  • Двигатель гудит, но вал не крутится. Очень редко такое бывает. Причина в залипании пропеллера. В лопасти попал мусор, или они заржавели и заклинили ступицу.
  • При постоянном использовании существует естественный износ запасных частей и механизмов. С этим ничего не поделаешь, придется менять.
  • Разгерметизация насосного оборудования, а именно крыльчатки. Вследствие неправильного монтажа или неверной эксплуатации может произойти потеря внутреннего давления в корпусе насоса или импеллера. Это приведет к серьезной поломке и необходимости замены рабочего диска.

Ремонт

Сперва внимательно осмотрите само устройство и его агрегаты. Между диском и корпусом насоса очень маленький зазор и причина поломки может заключаться в закупоривании этой щели. Тем более если станция долго простояла без работы.

Поводом для замены нагнетателя является и частичное или полное разрушение ее лопастей. Крыльчатки, установленные в насос, имеют свою серию и номер, который соответствует определенному типу агрегатов. Если на двигателе ранее было установлено рабочее колесо с лопастями, изготовленными из стали или чугуна, нельзя заменять его на пластиковую запчасть.

Как снять

Диск в сборе или по отдельности можно найти в любом магазине, торгующем насосным оборудованием и инструментами. Выбирая колесо, самостоятельно замеряем все параметры старого, а также посадочное место на вал и его диаметр.

  • Снимаем сломанную деталь.
  • Откручиваем болты крепления верхней части камеры вращательного колеса (четыре или шесть болтов), убираем крышку в сторону. Станет видно колесо и место его крепления.
  • Гайка или болт в центре круга крепит крыльчатку к валу насоса. Открутить ее непросто. Ступица постоянно вращается, стопорного кольца нет и поэтому с ним крутится диск. Зажать вал можно, только открутив заднюю крышку насоса. Затем элемент становится доступным.
  • Сначала крыльчатку зажимают и, если она не прокручивается, гайка выкрутится, если нет, снимаем затылочную часть.
  • Открутив прижимную гайку или болт, импеллер все еще сложно снять. Вал нужно удерживать газовым ключом или струбциной, одновременно расшатывая диск из стороны в сторону, постепенно вытягивая его на себя.
  • Вытащив колесо, покажется внутренний сальник и подшипники. Их обязательно проверяют. Резиновый сальник предохраняет мотор от попадания влаги. Каждый раз во время замены нагнетателя сальник тоже желательно поменять.

Сломанная деталь снята и перед нами остался вал. Осмотрите его, он может быть грязный или ржавый. Все нечистоты необходимо аккуратно убрать и очистить ступицу. Ржавчину нельзя стачивать болгаркой или напильником. Достаточно пройти наждачной шкуркой 0 или +1. Затем обезжирить и смазать солидолом. Подшипники, если они открытые, смазывают графитной набивкой. Перед обратной сборкой насосную станцию включают, чтобы посмотреть развал подшипников и целостность резиновой прокладки. В противном случае эти детали придется менять.

Крышка камеры рабочего колеса внутри тоже очень грязная или покрыта ржавчиной. Это происходит из-за тяжелых примесей в воде, глины и извести. Ее надо почистить, отмочить некоторое время в растворителе или бензине.

Сборка и установка своими руками новой крыльчатки происходит в обратном порядке.

  • Вал смазываем солидолом или WD 40.
  • На него аккуратно надевают диск с лопастями. Если он не лезет, нельзя по нему стучать, лучше тихонько постукивать молотком по валу с обратной стороны. Можно немного вращать колесо по часовой стрелке, как будто накручиваем резьбу.
  • Прижимной болт или гайку очищаем от ржавчины и закручиваем на место.
  • Теперь собирают лицевую и тыльную крышки.
  • После сборки новый пропеллер не должен стучать и создавать излишнюю вибрацию в насосе.

Эксплуатация

  1. Раз в год проводите осмотр нагнетателя и основных агрегатов насоса.
  2. Не используйте оборудование на максимальной мощности постоянно.
  3. Давайте ему отдохнуть.

Полезное видео

Пара способов снятия:

Ремонт циркуляционного насоса своими руками — пошаговая инструкция

Ремонт циркуляционного насоса своими руками

Циркуляционные насосные устройства являются очень популярными у владельцев частных домов и дачников. Ассортимент насосного оборудования довольно широк, но общие принципы устройства одинаковы. Такое оборудование может останавливаться от незначительных поломок к примеру: не срабатывает реле давления насосной станции , что делать? Отвезти сломавшийся насос в сервисный центр? Это стоит денег, да и во многих регионах обслуживающих компаний просто нет. Поэтому хозяйственный владелец дома должен знать, как установить водяной насос своими руками .

Устройство циркуляционного насоса

Чтобы понять, как самостоятельно разбирать, обслуживать, ремонтировать циркуляционный насос необходимо знать его устройство. Такое оборудование устроено следующим образом:

  • все узлы и механизмы размещены в корпусе, который изготавливается из стали (преимущественно нержавеющей), алюминиевых и других сплавов;
  • внутри корпуса расположен электродвигатель с ротором;
  • на роторе устанавливается колесо с крыльями – крыльчатка, которую обычно производят из технических полимеров.

Устройство циркуляционного насоса

Принцип действия насосов циркуляционного типа

После включения электрической цепи, двигатель начинает вращать ротор с укрепленной на ней крыльчаткой. В центральную часть насоса подается жидкость. Лопасти вращаются и отбрасывают воду или другой теплоноситель к внешней части корпуса. Под действием центробежных сил жидкость двигается и попадает в выходной патрубок насоса.

Циркуляционный насос в системе отопления

Виды циркуляционных насосов

В настоящее время на рынке присутствует два основных типа циркуляционных насосных устройств.

  1. «Мокрого типа» — в таком оборудовании ротор полностью погружен в перекачиваемую жидкость. Существенным плюсом такой конфигурации является охлаждение трущихся и нагревающихся частей контактом с жидкостью. Такое оборудование тише работает и меньше стоит. При его установке необходимо выдерживать заданное производителем положение корпуса (обычно горизонтальное), так как ротор должен быть полностью погружен в жидкость. Также устройства «мокрого типа» более просты в обслуживании, но очень чувствительны к отсутствию жидкости в системе (работа «насухо» может быстро вывести насос из строя).
  2. «Сухого типа» – в таких устройствах двигатель насоса вынесен в отдельный отсек или модуль, а передача вращающего момента на ротор производится через приводное устройство (муфту). Насосы «сухого тип» более эффективны, но и имеют более сложное устройство. «Сухой» насос может работать без повреждений и при отсутствии жидкости в системе, но такая работа приведет к повышенному износу привода.

Также циркуляционные насосы можно разделить на типы по способу исполнения:

  • моноблочные;
  • консольные, состоящие из отдельных блоков.
Читайте также:  Пленка на окна утепляющая

Насос со снятой крышкой

Возможно, Вас заинтересует информация, о том, как сделать тепловой насос своими руками.

Как правильно эксплуатировать циркуляционный насос

Для того чтобы лишний раз не разбирать и не ремонтировать свое оборудование, его необходимо правильно эксплуатировать.

  1. Никогда не включайте насосное устройство без жидкости в трубопроводах отопления.
  2. Держите объем воды, перекачиваемый насосом, в пределах эксплуатационных характеристик. Превышение или понижение объемов перекачиваемой воды, относительно показателей, указанных в техническом паспорте, недопустимы. Если насос предназначен для перекачивания от 5 до 100 литров воды в час — перекачка 3 или 103 литров воды сильно изнашивает его.
  3. Если ваш насос длительное время простаивает, то раз в месяц включайте его примерно на четверть часа. Это поможет предотвратить окисление движущихся частей и последующее их повреждение.
  4. Поддерживайте температуру в трубопроводах водоснабжения не более 65 градусов. При превышении температуры теплоносителя, осадок может привести к повреждению движущихся деталей насосного устройства. Температура воды свыше 65 градусов (например, 70-80°С) способствует быстрому износу оборудования.

Как проводить регулярное техническое обслуживание насосов?

Время от времени, желательно не реже раза в месяц, необходимо производить внешний осмотр и проверку качественной работы вашего циркуляционного насосного устройства.

Вариант устройства насоса

  1. Включите насос и на рабочем режиме проверьте отсутствие посторонних шумов и чрезмерной вибрации.
  2. Проверьте напор теплоносителя, выдаваемый насосом. Он должен соответствовать показателям, заявленным в техническом паспорте.
  3. Удостоверьтесь в отсутствии чрезмерного нагрева электрического двигателя устройства.
  4. Проверьте наличие смазки на резьбовых фланцах и, при необходимости, восстановите её.
  5. Убедитесь в наличии заземления между корпусом насосного устройства и соответствующей клеммой.
  6. Осмотрите насос со всех сторон и удостоверьтесь в отсутствии течей. Обычно такими уязвимыми местами является узел сопряжения трубопровода и корпуса насосного устройства. Проверьте уровень затяжения болтов и нормальное состояние прокладок.
  7. Осмотрите клеммную коробку. Все провода должны быть надежно зафиксированы. В узле недопустимо присутствие влаги.

Как можно устранить типичные неисправности циркуляционных насосов?

В циркуляционных насосных устройствах существует ряд типовых неисправностей, которые можно устранить самостоятельно. В каждом блоке будут описаны признаки неисправности, ее причины и действия по ремонту своими руками.

Насос гудит, вращение отсутствует

Причиной может стать окисление вала двигателя при длительном простое насоса. Инструкция по устранению неполадки.

  1. Отключаем питание оборудования.
  2. Удаляем воду из насоса и трубопроводов, прилегающих к нему.
  3. Снимаем винты, фиксирующие корпус и электродвигатель.
  4. Демонтируем электрический двигатель в комплекте с ротором.
  5. Проворачиваем ротор рукой, либо отверткой, упираясь в рабочую насечку.

Следующей причиной такой неисправности может стать попадание инородных предметов.

  1. Отключаем питание оборудования.
  2. Удаляем воду из насоса и трубопроводов.
  3. Снимаем винты, фиксирующие корпус и электродвигатель.
  4. Удаляем посторонний предмет.
  5. Защищаем входной патрубок насоса сетчатым фильтром.

Также причиной отсутствия вращения может стать отсутствие электропитания. Для этого тестером проверяем наличие питания на клеммах в коробке и правильность подключения электропроводов.

Насос не гудит и не вращается

Основной причиной такой неисправности может стать отсутствие электропитания или недостаточное напряжение в сети. Для устранения необходимо проверить тестером напряжение на клеммах и, при необходимости, правильность подсоединения устройства к электропитанию.

Многие электронасосы оборудованы плавким предохранителем. При скачках напряжения он перегорает и требует замены.

Насос начинает работать, но через некоторое время останавливается

Причиной такой неисправности может стать отложение известковой накипи между статором и вращающимся ротором. Неисправность устраняется демонтажем электродвигателя и его чисткой от отложений известняка.

Насос сильно шумит при включении

Причиной такой неисправности может стать наличие воздуха в трубопроводе отопительной системы. Для ее устранения необходимо выпустить воздух из труб. Для автоматического выпуска воздуха рекомендуется установить в верхнем сегменте трубопровода автоматический узел.

Если резкий шум сопровождается повышенной вибрацией, то рекомендуется повысить давление на входе в насосное устройство. Недостаточный напор может быть компенсирован повышением уровня теплоносителя в системе.

Насос сильно вибрирует

Причиной такой неисправности обычно становится сильный износ подшипника, обеспечивающего вращение рабочего колеса. Неисправность устраняется заменой изношенного подшипника.

Что делать, если насос выдает недостаточный напор?

Причиной такого дефекта может стать неправильное направление вращения колеса с лопастями. Причиной такого явления становится обычно неправильно подключенная фаза при трехфазовом подключении оборудования.

Также снижение напора может быть вызвано повышенной вязкостью теплоносителя, тогда рабочее колесо встречает слишком большое сопротивление. Для устранения необходимо прочистить от отложений фильтр на входном патрубке, проверить сечение входящего трубопровода и выставить необходимые параметры регулировки насоса.

Что делать, если насос останавливается после старта?

Скорее всего, причиной такой неисправности может стать неправильное подключение проводов по фазам в клеммной коробке. Возможно, предохранитель на вашем насосе имеет недостаточно плотный контакт. Снимите его и прочистите зажимы.

Как подготовить циркуляционные насосы к зимнему отопительному сезону

Чтобы ваш насос на отопление бесперебойно проработал все холодное время года, перед началом отопительного сезона необходимо провести регламентное обслуживание.

  1. Проверьте правильность подключения насоса к сети трубопроводов отопления. Насосное оборудование необходимо устанавливать в таком месте оросительной сети, где имеется минимальная возможность образования воздушных пробок. Рационально размещать его на линии обратки, перед котлом отопительного нагрева.
  2. Перед началом эксплуатации убедитесь, что все соединительные элементы сети сохранили свою герметичность. Для предотвращения рассыхания прокладки, входной и выходной патрубки при перерыве в эксплуатации покрываются консервирующей смазкой.
  3. Проверьте состояние фильтра перед входным патрубком насоса. При необходимости замените или прочистите его.
  4. Проверьте правильность подключения устройства к электропитанию. Проверяется не только плотность контактов на клеммной коробке, исправность предохранителя, но и правильность подключения фаз и величина рабочего напряжения в сети. Проверить эти характеристики лучше всего тестером.
  5. Перед началом эксплуатации циркуляционного насоса отопления в обязательном порядке произведите тестовый запуск, который должен подтвердить полную герметичность системы и исправность всех ее составных частей и оборудования.

Насос в разрезе

Как демонтировать и разобрать циркуляционный насос

Если при тестовом запуске оборудования выявлены недостатки насосного устройства, которые не могут быть устранены без его демонтажа и разборки, вам придётся выполнить следующие операции.

  1. На подготовительном этапе насосное оборудование обесточивается. При установке насоса в систему трубопроводов встраивается байпас — обходная труба отопления. При нормальном режиме эксплуатации она перекрывается. При длительном ремонте, возможно, потребуется подключение к системе дополнительного насосного устройства.
  2. Открутите запорные вентили, крепящие насос, снимите его.

Демонтаж насоса перед ремонтом особенно необходим, есть ваши отопительные трубопроводы металлопластиковые. Ремонт «на весу» может повредить такие трубы.

Разбираем циркуляционный насос

Схема насосного оборудования

При серьезном ремонте насосного оборудования необходим не только его демонтаж, но и разборка. Выполняется она в следующей последовательности.

  1. Крышка циркуляционного насоса фиксируется на корпусе при помощи болтов. Это могут быть болты под крестовую отвертку или шестигранник. За время эксплуатации болты могут «прикипеть». Решить такую проблему можно при помощи специализированных аэрозолей, также называемых «жидким ключом». Она наносится на болт и через несколько минут его можно легко открутить.
  2. Снимаем крышку. Перед нами — ротор с закрепленным на нем ротором с колесом с лопастями. Обычно он держится на фиксаторах, либо на болтах. Снимите его и вы получите доступ к «внутренностям» насосного оборудования.
  3. Осмотрите насос, определите неисправный узел и замените его.

Полезные советы

Проводить самостоятельный ремонт циркуляционных насосов следует только после окончания гарантийного срока или при невозможности получить квалифицированную техническую помощь. Ряд узлов насосов довольно трудно найти в свободной продаже. Обычно это вызвано торговой политикой производителей, поэтому будьте готовы к тому, что в ряде случаев дешевле приобрести новое оборудование, а не чинить сломавшееся.

Устройство насоса с мокрым ротором

Чтобы более подробно ознакомиться с технологиями ремонта циркуляционных насосов, посмотрите обучающее видео.

“>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *